ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖКХЕдиный платежный документ (ЕПД)

К счастью, прошли те времена, когда владельцы квартир бережно хранили и заполняли от руки книжечки «на газ», «на свет», «на воду». Теперь мы практически за все платим с помощью единого платежного документа (ЕПД). Несмотря на то что эта практика в Москве существует уже давно, все равно время от времени возникают вопросы, что же такое ЕПД и как им пользоваться.

Как формируется единый платежный документ? Какие преимущества при расчетах за жилищные услуги он дает жителям и управляющим компаниям, которые переходят на систему расчетов через ГУ ИС?

Вот уже несколько лет жители Москвы ежемесячно получают единый платежный документ (ЕПД) на оплату жилищно‑коммунальных услуг. Единая «платежка» на первый взгляд может показаться совершенно обычной квитанцией. На самом деле создание ЕПД – достаточно сложный процесс. Итак, давайте вместе пройдем по всем этапам формирования этого документа.

Чтобы появился ЕПД, необходима, во‑первых, огромная база данных, содержащая адреса и фамилии собственников и нанимателей жилых помещений, перечень услуг, сведения о мерах социальной поддержки, положенных жителям. Весь этот массив информации обрабатывается компьютерной программой, которая и сводит данные по каждой конкретной квартире на одном листе бумаги.

Важнейший этап создания ЕПД – это учет мер социальной поддержки при формировании начислений. Чтобы процесс шел без сбоев, ГУ «Инженерная служба города Москвы» и ГУ «Московский городской центр жилищных субсидий» (ГЦЖС) подписали регламент информационного взаимодействия, в соответствии с которым ГУ ГЦЖС в электронном виде предоставляет в ГУ ИС всю информацию о мерах социальной поддержки. Стоит отметить, что регламент весьма эффективен: информация предоставляется ежемесячно – в установленные сроки и в автоматическом режиме.

Весьма трудоемкой процедурой при формировании начислений является сбор, обработка, анализ и ввод данных по показаниям общедомовых приборов учета – ОДПУ – и индивидуальных приборов учета – ИПУ. И эти хлопоты берет на себя ГУ ИС. Жители столицы знают, что существуют разные способы передачи показаний квартирных счетчиков в абонентский отдел ГУ ИС: по телефону, по факсу, с помощью сети Интернет.

Кроме того, в абонентских отделах ГУ ИС установлены специальные ящики для письменных сообщений о показаниях приборов учета. В некоторых районах Москвы уже внедряется автоматизированный съем показаний ИПУ, и здесь жителям никуда ходить и звонить не нужно. В дальнейшем такая практика будет распространена на весь город. Здесь же немаловажно упомянуть о перерасчете за холодную воду при отсутствии индивидуальных приборов учета. Заканчивается лето, все возвращаются в город из отпусков.

Срок предоставления документов для производства перерасчета по временному отсутствию составляет 30 дней, сам же перерасчет производится при отсутствии на месте постоянной регистрации более пяти календарных дней. Что касается документов, подтверждающих временное отсутствие, это могут быть авиа– и ж/д билеты, путевки, справки, заверенные председателем садового товарищества (перерасчет производится по справке при отсутствии по месту постоянной регистрации не более 90 дней, если же вы были на даче в течение более длительного срока, вам необходимо представить справку, заверенную в местной администрации, и другие документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г.).

Следующий важный момент – взаимодействие с банками. Между ГУ ИС и рядом банков заключены договоры на прием платежей за ЖКУ, что очень удобно для жителей. Более того, в ОАО «Банк Москвы», который является финансовым оператором при расчетах через ГУ ИС, действует система, которая позволяет любому жителю, знающему свой код плательщика, произвести платеж и без ЕПД (так называемая биллинговая система).

После окончательного формирования ЕПД в электронном виде его распечатывают и доставляют по адресу потребителя. ЕПД удобен и тем, что в него включены почти все услуги, которыми мы пользуемся ежемесячно. В некоторых районах Москвы в порядке эксперимента по ЕПД уже оплачивают и электроэнергию. Результаты эксперимента признаны успешными, а это означает, что границы его будут расширяться. ЕПД открыт для новых видов платежей. По ЕПД можно рассчитываться, например, за пользование Интернетом.

Система ГУ ИС не стоит на одном месте и продолжает совершенствоваться. Теперь в ЕПД, для удобства жителей, появилась новая строка, в которой можно увидеть наименование управляющей организации (УО), которая осуществляет обслуживание вашего дома. Это сделано для того, чтобы житель знал, кто обслуживает его дом и куда следует обращаться по всем вопросам, касающимся обслуживания и управления домом.

Еще один важный вопрос – подлинность ЕПД. В нынешних непростых экономических условиях это особенно актуально. Как отличить настоящий ЕПД от фальшивки? Прежде всего, необходимо уметь читать этот документ и знать минимальные параметры, идентифицирующие вас и вашу квартиру. Любой ЕПД содержит в себе: персональную информацию о плательщике, т. е. фамилию, имя и отчество; адрес – наименование улицы, номер дома, корпуса, строения, квартиры; штрих‑код, который несет в себе информацию о коде плательщика, плательщике, адресе, периоде оплаты; информацию об объемах предоставленных услуг и ресурсов, тарифы на эти услуги, сумму, предъявленную к оплате; информацию о мерах социальной поддержки (льготы и субсидия на оплату ЖКУ).

Необходимо отметить, что жителям следует оплачивать сумму, строго соответствующую той, что указана в ЕПД. Если вы самостоятельно вносите какие‑либо изменения в ЕПД, то могут возникнуть сложности при распределении денежных средств. Если же вы не согласны с данными, указанными в ЕПД, или у вас возникают какие‑либо вопросы, звоните в абонентский отдел ГУ ИС района по телефону, указанному в ЕПД.