ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖКХКонсьержи

Первые упоминания о консьержах встречаются в Европе с XII века под названием cumcerge (1192 г.) или concierge (1220 г.).

Первоначальной функцией консьержей было поддержание горения свечей в замке. Позднее у консьержей добавились и другие обязанности.

В современном понимании слова консьерж впервые появился в сети гостиниц «Гранд» в XX веке, нововведение было одобрено постояльцами и вскоре получило широкое распространение по всему миру.

В 1929 году в Париже Фердинанд Жилле основал первую ассоциацию консьержей – Золотой ключ (фр. Les Clefs d’Or).

Консьерж следит за поддержанием порядка в зонах общего пользования жилого дома, он следит за чистотой и техническим состоянием лестниц, холла, гаражей. Также консьерж может заниматься приемом и сортировкой почты для жильцов, следить за зеленой зоной внутри и снаружи дома. Часто у консьержа имеется комплект запасных ключей от квартир и от подъезда.

В Западной Европе консьерж, как правило, живет в том же доме, занимая квартиру на первом этаже, поэтому он может быть доступен жильцам буквально круглые сутки.

Жителям дома не приходится общаться с представителями технических служб, например, со слесарями, сантехниками, дворником и т. д., так как этим тоже занимается консьерж.

Личные функции могут быть следующие:

– повседневные поручения (доставка цветов и подарков, заказ такси, доставка билетов, бронирование столика в ресторане, доставка продуктов, кейтеринг, бронирование номеров в отеле);

– деловые поручения (найти информацию, перевод текста, набор текста, прием телефонных звонков, обзвон, организация презентаций и других событий);

– бытовые поручения (выгул собак, уход за домом, забота о детях, услуги курьера, уход за одеждой, найм персонала, аренда и прокат).

Часто консьержи знают многое о вкусах постоянных клиентов: их привычки, вкусы, пристрастия – начиная от любимого сорта чая и заканчивая информацией об их семьях. Внимательное отношение консьерж‑службы к постояльцам служит залогом их желания пользоваться услугами отелей снова и снова.

В России профессия консьержа пока не получила широкого признания и применения. Тем не менее в престижных жилых комплексах и гостиницах они уже встречаются.

Новое в организации службы консьержей

Обычно в нашей стране консьержи – очень ответственные работники. В основном это люди среднего и пожилого возраста со сложившимися взглядами на трудовые обязанности и безукоризненно их выполняющие.

Работа консьержа имеет определенные преимущества. Жители московских домов все чаще пользуются услугами консьержки, потому что это удобно и улучшает их быт.

Если взглянуть на место работы консьержа, то сразу бросается в глаза его сходство с киоском. При той занятости, что имеет консьерж, вполне можно оборудовать торговое место в его кабинете, а он при этом может быть продавцом.

При малой проходимости такое торговое место имеет несколько положительных особенностей. Экономия денег за аренду торговой площади. Кабинет консьержа можно использовать бесплатно. По городу можно организовать очень много таких торговых точек.

Предполагается максимальное приближение товара к потребителю. Торговые места в кабинетах консьержей можно оборудовать для торговли предметами повседневного спроса. Подбор товаров должен быть тщательно продуманным.

Это могут быть предметы первой необходимости, которые часто используются в домашнем хозяйстве. Чтобы не загромождать кабинет, у консьержа можно хранить и продавать определенное количество товаров, и обновлять их по необходимости.

Причем есть возможность создания «стола заказов», что еще больше привлечет покупателей.

«Стол заказов» подразумевает возможность жильцов оставлять у консьержа заказ на необходимые товары, оплачивая его вперед, соответственно прайс‑листу, а получать их вечером, после работы, или в другое удобное время. Можно включить в «стол заказов» выполнение некоторых услуг, например сдать белье в прачечную.

Должна быть создана «служба консьержей», функциями которой будут сбор информации о заказах, их выполнение и наполнение торговых точек товарами.

Быть или не быть консьержам в подъезде, решают жильцы. И при низкой оплате труда таких работников ясно, почему консьержи работают не повсеместно. Если внести предложение о дополнительной финансовой поддержке консьержей и пообещать увеличить их число, то, вероятно, администрация пойдет навстречу в деле создания «службы консьержей».

Конечно, при более подробном обдумывании этой идеи возникает много различных вопросов, требующих рассмотрения и решения. Такие вопросы, как наличие разрешений на торговлю, выплата налогов, обеспечение торговых мест кассовыми аппаратами, ведение документации, в одну минуту не решить. Может быть, при определенных условиях районные власти пойдут навстречу и возьмут решение некоторых проблем на себя.

Есть несколько вариантов организации данной деятельности, например организация потребительского кооператива.

В любом случае, это дополнительное занятие для консьержей, дополнительная оплата их услуг и новый удобный сервис для москвичей.

Новое в системе оплаты консьержей

С 1 января 2012 года изменится система начисления зарплаты консьержей. В августе текущего года утверждены новые правила оплаты охраны подъездов (постановление № 369‑ПП от 16 августа 2011 г. «О порядке предоставления управляющим организациям субсидий из бюджета города Москвы на компенсацию затрат по оплате труда дежурных»).

С нового года денежные субсидии на зарплату консьержей будут перечисляться из городского бюджета на счет управляющих компаний.